; Размышления о благодарности - Центр Психологии Развития
Центр Психологии Развития

Размышления о благодарности

alt

А.М.: Прощание — это тоже достаточно важная штука, когда важно отделиться, отойти от чего-то, что для меня было важным. В этом смысле важность тоже является ничем таким устойчивым, что не может меняться. Здесь тоже есть некая гибкость. Правда, если для меня важность не меняется какого-то человека, тогда у меня и благодарность должна быть к нему вечной. Если, правда, на месте этой важности другая важность появляется, то тогда, вроде, и благодарностью могу управлять. 

Я вообще считаю, знаете, в благодарности.., они, конечно, носятся с этим чувством, но я, когда размышляю про благодарность, я думаю, что в благодарности есть очень много высокомерия. Потому что, смотрите: благодарность - «благой дар». 

Из зала: Признание. 

А.М.: А мы переживаем это не как признание, как благодарность — ты мне должен быть благодарен, то есть, как будто бы от нас требуют занять какую-то высокомерную очень позицию, а любое высокомерие — это лик стыда. Я думаю, что благодарность — это не такое простое переживание как мы, в общем, привыкли себе… Подумайте, почему мы часто сопротивляемся, вот тому: «ты меня обязываешь быть тебе благодарным». Почему, достаточно часто, с переживанием благодарности у нас возникают какие-то сложности. Ведь это правда, очень сложно пережить, не только, в смысле длительности, а вот быть благодарным достаточно непросто. Вы задайте вопрос внутри себя: «откуда возникает эта непростота?». Казалось бы, чего легче, ну просто там, не знаю, ну; мы боимся - достаточно просто, мы завидуем — просто, а почему в благодарности есть какая-то непростота, что-то в ней такое есть, это непросто, что-то содержится в ней… В моей картинке, мне кажется, там как будто очень много стыда.

Из зала: Унижения.

А.М.: Или унижения, потому что нам предлагают занять какую-то… Но кто благой дар, манну небесную? Это некоторое божество — благой дар нам, типа, даёт. Благость. Это откуда-то свыше. Как будто, предлагают нам занять не очень равноправные отношения. И может быть вот здесь переживание благодарности оказывается таким, мне кажется, непростым. Это вот сейчас, то что в голову приходит, поэтому вы можете сверить внутри себя насколько у вас это откликается, возможно, что-то и по-другому устроено. Что-то в благодарности есть. Я думаю, например, про какие-то варианты, чем, если не благодарностью, чем можно, какие переживания были бы более подходящими или альтернативными.

Из зала: Признательность.

А.М.: Может быть, признание. Вот в признании, я думаю… Я признаю, как бы, я тебе признателен за твой, я не знаю, вклад. Ты для меня сделал, сделал что-то. Вот здесь, вроде, правда, а я тебе не благодарен. Как будто в благодарности, то ли пафос какой-то есть.
Из зала: Благодарность — есть признание собственной униженности, потому что ты был так велик и ты мне дал и я тебе благодарен. Но, поскольку ты мне дал, я был намного меньше тебя, и это меня унижает в твоих глазах.

А.М.: Но вот, наверно, тогда, может быть, стыд, а может быть, Алла, ты права, может быть, есть и унижение какое-то. 

Из зала: Тогда много вертикали здесь.

А.М.: Да. А тогда понятное дело, почему нам так, в общем, не просто, например, слышать слова благодарности. Ну, как будто, человек, который вроде от чистого... «Я же тебе благодарен от чистого сердца», - ещё говорится. И тогда, вроде, мы присутствуем при акте такого унижения, вроде, от человека, которого, ну допустим, ты считаешь своим коллегой. И тогда, скорее я с тобой тут согласен, признание — оно, наверное, было бы более адекватным. Поэтому, может быть с ней, действительно, так много с этим чувством и сложностей возникает.
Из зала: Сейчас подумала про благодарность, вот такое ощущение, что после того, как меня поблагодарили, я не знаю как дальше строить эту.., то ли это всё в отношениях, какой-то обрыв получается. Когда дают признание или ты даёшь признание, как будто есть какая-то почва, возможность ещё раз встретиться что ли, а когда благодарю, как будто всё - всём спасибо, все свободны.

А.М.: А вот, знаешь, либо «всем спасибо, все свободны», или, наоборот, благодарность — это как раз чувство, я вот сейчас подумал, которое вполне лежит в основе круга зависимости. Потому что, с одной стороны, если ты такое божество, что один раз сотворил «благой дар», то как будто бы, ты и дальше можешь это делать. И тогда, вроде, как будто бы здесь не завершение в благодарности отношений, а какое-то приглашение для продолжения отношений. Это тоже интересный ракурс. Я искал и согласен, что это, возможно, правда, есть некое унижение, поэтому очень трудно видеть перед собой благодарящего и как бы внутри одновременно унижающего себя коллегу. Сейчас ещё интересная мысль в голову пришла. Как будто бы, правда, стыдно, что в итоге в таких отношениях человек почему-то решается на унижение. Для меня ещё в благодарности много стыда. В общем, поразмышляйте на эту тему…

Из зала: То есть, ты считаешь, что в равных отношениях благодарности не может быть без унижения, стыда, то есть это не может быть какая-то естественная реакция на помощь оказанную…

А.М.: Вот ты хорошо сказал, вот смотри. В ситуации помощи кто-то помогает, а кто-то, соответственно, в позиции.., это тоже неравные отношения.

(В группе появляется много участников, говорящих одновременно).

Из зала: Смотря с какой позиции, то ли с позиции горизонтали, то ли вертикали. 

Из зала: Вот-вот, это тогда индивидуально…

А.М.: А я думаю, что это очень индивидуально. Поэтому я и призываю вас обратиться к собственному опыту.

(продолжение многоголосья)

А.М.: Мы говорим сейчас, наверное, о сложности такого чувства как благодарность.

Из зала: А я думаю в благодарности, в отличии от признания, большее приближения для меня есть...

А.М.: В благодарности? Кстати, да.

Из зала: ...про чувство стыда, оно может быть связано вот с тем, что контакт какой-то более интенсивный.

А.М.: Да, согласен. Как будто благодарность предполагает более близкие отношение, чем те, на которые я сейчас готов. И она, вроде, обязывает. А, соответственно, поскольку меньшая дистанция, больше каких-то обязательств, если человек благодарит. А если признательность, то я думаю, более партнёрское переживание, тогда можно сохранить ту позицию, на которой я стою и необязательно приближаться куда-то, куда мне не хочется в данный момент приближаться. Я думаю, что признательность делает людей в контакте более свободными... Ведь что вызывает свобода? Свобода вызывает достаточно сильный страх и опасения: «как же я без тебя буду?!». И тогда, может быть, как реакция на эту гипотетическую возможность «а как же я теперь без тебя?», может и возникает благодарность как способ приблизиться и не отпустить. Отсюда может быть идея, что благодарность может быть как-то с зависимостью связана.

 


Из лекции Александра Моховикова — Феноменология виктимности и рессентимента. — Донецк, Гештальт в лицах.— 01.06.2013.