; Что такое групповой процесс? - Центр Психологии Развития
Центр Психологии Развития

Что такое групповой процесс?

Мы с большим трудом можем воспринимать изменения в себе или в нашем социальном окружении. Наше восприятие ориентировано на постоянство и непрерывность, а все перемены ощущаются, скорее, как тревожный отход от привычного состояния, нежели как дальнейшее развитие прежней ситуации. Процессы изменения проще всего воссоздаются через ретроспективу. Так, участники длительной программы повышения квалификации после полутора лет обучения начинают осознавать, что их отношения с другими и с группой вышли на новый уровень развития. Они замечают, например, что стали более уверенно и независимо вести себя в конфликтных ситуациях и лучше понимать других членов группы. И тем не менее в отдельных ситуациях они могут ощущать себя так, будто они всё ещё не уверены в себе, в чём-то запутались, чего-то боятся или повторяют всё «те же самые ошибки».

Процессы осознания и изменения становятся заметными для них только тогда, когда воспринимаются с определённой дистанции, и чувство сомнения становится неотъемлемой частью жизни в группе.

С осознанием развития группы всё происходит точно так же. Члены некоего рабочего коллектива, тренинговой группы или просто приятели, объединённые общим увлечением, ретроспективно могут чётко определить перемены, переломные моменты и выделить различные фазы. Но пока они «включены» в группу, переломные моменты воспринимаются ими как хаос, беспорядок или застой. Каждое «социальное представление» (идеальный образ «хорошей» группы), которое есть у каждого участника, даёт оценку протекающим в группе процессам. «Хорошими» считаются группы, в которых все равны, где царит приятная, не напряжённая атмосфера. «Плохими» и «непродуктивными» считаются группы, для которых характерны конфликты, где нет сплочённости и равенства участников. Если мы придерживаемся таких представлений о группах, неудивительно, что конфликты, кризисы и периоды полной потери ориентиров мы воспринимаем как смуты и перевороты, а не как необходимые этапы развития.

Групповой процесс протекает неоднородно не только в тренинговых группах, но и в командах, и коллективах, где люди долгое время работают вместе. Возникают переломные моменты, взлёты и падения, кризисы, звёздные минуты и прочее. Группы не двигаются по прямой линии к большей сплочённости, большей работоспособности, большей дифференциации, большей разрядке и надёжности, а наоборот, продвигаются зигзагообразно, колеблясь между двумя полюсами. Развитие в направлении одного из полюсов как бы активирует силу противодействия, которая поворачивает маятник и направляет его в другую сторону.

Идея о действующих и противодействующих силах, которые возникают в динамике группы, т.е. вместе составляют её, возникла из теории полей Курта Левина. В соответствии с ней групповой процесс рассматривается как маятник, раскачивающийся между двумя разными полюсами. При этом центральное значение складывается из параметров интеграции и дифференциации.

Группам, двигающимся только в направлении интеграции, угрожает опасность «тепловой смерти». С другой стороны, дифференцирующие события по-своему опасны для группы, поскольку ставят под сомнение её целостность. Конфликты вызывают разобщённость, увеличивают дистанцию, сокращают социальное взаимодействие между индивидом и группой. Однако внедрение этой динамики даёт новые перспективы при анализе разногласий, конфликтов, бойкотов и пр. Они, в свою очередь, играют важную роль в развитии группы и не должны считаться провалом стратегии руководства или линии поведения членов группы. Если участники вступают в противоборство, то кризис служит сигналом того, что задействованы противодействующие силы.

Ещё одно положение этой модели группового развития гласит, что не только индивиды, но и группы учатся на своём опыте и таким образом совершенствуются. Конфликты, которые уже были проработаны, возникнув снова, разрешаются более грамотно и на совершенно другом уровне.

При описании группового процесса применяется разделение на фазы развития. При этом развитие группы с большей или меньшей точностью может быть сравнено с развитием человека. Группы также растут и должны проходить типичные для каждой ступени развития конфликты и проблемы, без преодоления которых их дальнейший путь будет затруднён или даже невозможен. 

 


Цитата по книге Оливер Кёниг, Карл Шаттенхофер — Введение в групповую динамику. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2014.— 176 с. Выборочное цитирование стр. 71-80.