; Стадии развития по Эриксону - Центр Психологии Развития
Центр Психологии Развития

Стадии развития по Эриксону

Стадии развития одновременно являются и стадиями формирования психосоциальной идентичности. Всего Эриксон выделил восемь ступеней жизни:

  1. На первой стадии (0-18 месяцев), которую Эриксон, следуя за психоанализом, называет орально-сенсорной (или инкорпоративной, вбирающей), младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни: доверяет он окружающему его миру или не доверяет? Естественно, вопрос о базовом доверии к миру решается не в дискурсивно-логическом плане, а в общении ребёнка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т. д. Эриксон указывает на ключевую роль матери в формировании базового доверия к миру. При этом критерием сформированности доверия к миру он считает способность ребёнка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
  2. Прогрессирующая автономность младенца (способность передвигаться, развитие речи, манипулятивных способностей) позволяет ребёнку перейти на вторую — мышечно-анальную стадию (18 месяцев — 4 года). На этом этапе появляются два новых модуса — удерживание и высвобождение. Соответственно второй жизненно важной задачей становится обретение автономии в противовес стыду и сомнению. Если взрослые сверхтребовательны к ребёнку или, напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то у него развиваются стыдливость и нерешительность. Когда ребёнка ругают за испачканные штаны или разбитую чашку, то это также «вклад в развитие» чувства стыда и неуверенности в себе. В этом возрасте ребёнок интериоризирует то, что названо Эриксоном глазами мира, что определяет его последующее отношение к принципам правопорядка.
  3. Третья стадия (4 года — 6 лет) названа локомоторно-генитальной. В классическом психоанализе эта фаза называется эдиповой. Здесь ребёнок стремится проникать, завоёвывать и преодолевать. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребёнка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать о собственной грандиозности. Эта стадия проникнута духом состязания, которое может привести к появлению чувства поражения и кастрированности. С этого момента ребёнка уже никогда не покинет ощущение внутреннего разлада. Результатом этого периода жизни является одновременно горькое чувство вины и сладкое чувство обладания собственной инициативой.
  4. Четвертая стадия (6-11 лет) — латентная, отличается от предыдущих, поскольку в ней нет нового источника внутреннего разлада. Она связана с овладением ребёнком различными умениями, с обучением. Ребёнок активно осваивает культурные символы. Этот возраст — оптимальное время для учения и приобщения к дисциплине. Теперь ребёнок должен научиться добиваться признания благодаря действительным достижениям. Школа становится выразителем требований общества в целом. Основная опасность заключается в том, что ребёнок может приобрести здесь устойчивое чувство неполноценности — некомпетентности.
  5. Пятая стадия (11-20 лет) — подростковый возраст и ранняя юность — ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и т. д. Все это он должен интегрировать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее.При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная {диффузная) идентичность, сопряжённая с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.
  6. Шестая стадия (21 год — 25 лет) — ранняя взрослость, — по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Теперь, когда у молодого человека сформировалось достаточно сильное чувство самоотождествленности, он готов соединить свою идентичность с идентичностью других людей. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Только теперь может проявиться истинная генитальность. Эриксон существенно расширяет понятие генитальности, включая в неё помимо обоюдности оргазма ряд психосексуальных характеристик: отношения с партнёром, с которым человек хочет и может испытывать взаимное доверие, хочет и может привести в гармонию жизненные сферы и произвести потомство, которому обеспечит все стадии удовлетворительного развития. 
  7. Седьмая стадия (25-50 — 60 лет) — взрослость — связана с противоречием между способностью человека к развитию и личностным застоем, регрессом личности в процессе обыденной жизни, что Эриксон обозначает как генеративность против стагнации. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Человек обретает способность быть самим собой. Важным новообразованием также является готовность производить потомство и отдавать себя и свою жизнь другому человеку.
  8. Восьмая стадия (после 60 лет) — зрелость — завершает жизненный путь. Здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречённым на безысходное отчаяние как итог спутанной жизни. Решается вопрос: что одержит верх — целостность или отчаяние? Смысл данной стадии — в интеграции всех частей личности, результатом которой являются чувство нравственного удовлетворения и ориентация на моральные ценности. С другой стороны, индивид, не сумевший активно удовлетворить свои потребности, становится заложником чувства отчаяния и бессмысленности прожитой жизни. Подчёркивая связь индивидуального и социального процесса, Эриксон пишет: «Здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие старики обладают достаточной целостностью».

Цитата по книге Змановская Е.В. — Современный психоанализ. Теория и практика. — Спб.: Питер.— 2011. стр 121-123.